Художнице Саше Скочиленко дали семь лет колонии за то, что она заменила ценники в супермаркете на пацифистские высказывания
Час назад судья Оксана Демяшева вынесла пожалуй самый сомнительный (и показательный) приговор в истории российского СВОшного правосудия. 33-летняя художница из Петербурга Саша Скочиленко получила семь лет колонии за абсолютно безобидный антивоенный перфоманс. Пришла в «Перекрёсток» и заменила пять ценников на пацифистские карточки. Прокурор Александр Гладышев обвинял девушку в «преступлении против общественной безопасности» и требовал восьми лет колонии.
«Все видят и знают, что вы судите не террористку. Вы судите не экстремистку. Вы судите даже не политическую активистку. Вы судите пацифистку», — заявила Скочиленко в последнем слове.
Сашу арестовали и посадили в СИЗО в прошлом апреле. Официально донос в полицию на неё написала некая 76-летняя покупательница, которая «сильно испугалась» от перфоманса. Во время процесса Скочиленко жаловалась на пытки и бесчеловечное обращение со стороны судьи Демяшевой. Петербурженка страдает пороком сердца, ПТСР и биполярным расстройством. За 19 месяцев в изоляторе её здоровье сильно испортилось. Но обвинение и судью это особо не волновало при вынесении приговора.
Каким был российский суд над Сашей Скочиленко:
— В СИЗО Скочиленко травили сокамерницы
В первые недели в изоляторе соседок Скочиленко по камере возмутило, что она подавала жалобы, ведь «у них это не принято». Арестантки ограничивали художницу в приемах пищи. Затем они заставили Скочиленко каждый день перестирывать одежду и говорили, что от нее «плохо пахнет». Так художница провела месяц.
— За время ареста и суда у художницы появилась новая киста в яичнике и еще сильнее замедлился сердечный ритм
У Скочиленко диагностированы целиакия, порок сердца, биполярное расстройство, ПТСР. Еще в начале дела у художницы была киста только в правом яичнике, теперь — в обоих. По словам всех специалистов, условия в заключении и график заседаний плохо повлияли на ее состояние.
— Справки о состоянии здоровья Саши СИЗО выписывало без ее осмотра врачами
Хотя самые разные врачи свидетельствовали, что у Скочиленко есть серьезные заболевания, прокуратура и судья Оксана Демяшева ставили это под сомнение. На заседании 14 сентября в суд из СИЗО впервые поступила справка, что Скочиленко «этапом следовать может». С тех пор таких справок было восемь.
— Судья не разрешала Скочиленко есть и ходить в туалет, прокуроры смеялись над ее болезнями
Прокурорка Ирина Никандрова в открытую смеялась над состоянием художницы на заседаниях. Ее коллега Александр Гладышев счел ее болезни поводом для шуток.
Судья Демяшева постоянно отказывала Скочиленко даже в коротких перерывах, из-за этого девушка часами не могла сходить в туалет, принять лекарства, поесть или попить. В сентябре из-за графика заседаний художница не ела двое суток.
— Обвинение ставило Скочиленко в вину ее оппозиционные взгляды
К окончанию судебного следствия прокурор Гладышев перестал скрывать, что считает преступлением то, что Скочиленко не поддерживает действующую власть. На заседании в сентябре он сообщил, что информацию о войне Саша получала от «натовских прихлебателей».
— Суд боролся с группой поддержки, в том числе с помощью слезоточивого газа
На заседания к Скочиленко с самого начала ходили десятки человек. Большинство из них в зал не попадали и по несколько часов стояли в коридоре, чтобы крикнуть Саше слова поддержки. За время суда слушателей теснили приставы в коридорах, против них применяли слезоточивый газ и выгоняли из зала.