Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении закон об устойчивой работе русскоязычного сегмента сети Интернет. В случае одобрения Советом Федерации и подписания президентом он вступит в силу уже с ноября 2019 года.
Государственная дума приняла в окончательном чтении закон об устойчивости русскоязычного сегмента сети Интернет. Авторами законопроекта являются глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас из «Единой России», его первый заместитель и однопартиец Людмила Бокова, а также депутат от ЛДПР Андрей Луговой.
Этот документ был внесен в Думу как ответ на возможные зловредные действия из-за рубежа, включая кибератаки и отключение России от Всемирной паутины. За принятие закона проголосовали 307 депутатов, против — 68.
Как сообщил Клишас, Совет Федерации рассмотрит закон 22 апреля. В случае его одобрения президентом России, часть положений закона вступит в силу уже с ноября 2019 года. Что касается криптографической защиты информации и национальной системы доменных имен, то эти изменения будут внедрены 1 января 2021 года.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» подготовлен с учетом принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США.
«В подписанном Президентом США документе декларируется принцип «сохранения мира силой». Россия же впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак, откровенно говорится о наказании: «Россия, Иран, Северная Корея провели ряд безответственных кибератак, которые нанесли ущерб американским и международным компаниям, нашим союзникам и партнерам и не понесли соответствующего наказания, что могло бы сдерживать кибератаки в будущем». В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надёжности работы российских интернет-ресурсов», — говорится в пояснительной записке к документу.
Для поддержания устойчивой работы Рунета будут определены необходимые правила маршрутизации трафика, а также организован контроль их соблюдения. Кроме того, определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком.
Предусматривается возможность установки на сетях связи технических средств, определяющих источник передаваемого трафика. Технические средства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика.
Помимо прочего, создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети Интернет.
По словам Андрея Лугового, законопроект «по сути дела, предусматривает создание инфраструктуры, которая будет позволять обеспечивать работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети интернет». При этом он добавил, что поправки не подразумевают создание «своего интернета».
Ранее о необходимости принятия подобного закона заявил и председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, который допустил, что, в случае эскалации международной напряженности, может произойти отключение России от глобальной сети.
«Раздающиеся со стороны Запада высказывания о необходимости усиления давления на нашу страну вынуждают задуматься о дополнительных мерах по защите суверенитета Российской Федерации в киберпространстве», — заявил Левин.
В начале февраля стало известно, во сколько обойдется реализация законопроекта об устойчивости Рунета. По словам сенатора Клишаса, как только Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования начнет работу и проанализирует структуру сети, будут выявлены
«реальные» угрозы и выбрано оборудование, которое позволит им противодействовать, можно будет определить объем необходимых средств на дальнейшие мероприятия.
«В паспорте проекта «Информационная безопасность», который одобрило правительство, предусмотрено финансирование данных мероприятий (более 20 миллиардов рублей)», — сказал он.
Однако позднее выяснилось, что стоимость проекта подорожала и теперь оценивается в 30 млрд рублей.
Сообщается, что 20,8 млрд рублей должны пойти на закупку оборудования, обеспечивающего безопасность российского сегмента интернета, еще 4,5 млрд рублей — на сбор информации, в том числе о маршрутах трафика в интернете, а также 5,5 млрд рублей — на разработку программно-аппаратных средств, которые будут обеспечивать сбор и хранение информации, мониторинг трафика, управление сетями общего доступа.
https://subscribe.ru/digest/inet/inet/n217999207.html
Подорожание интернета, проблемы со скоростью и массовые блокировки — все это возможные последствия так называемого закона об изоляции рунета. Во вторник он был принят в третьем, окончательном, чтении и частично начнет действовать с 1 ноября этого года. Его критиковали операторы связи, правозащитники и даже члены правительства. Однако накануне Госдума одобрила документ силами одной только «Единой России». Что теперь ждет рядовых пользователей? Разбирался Григорий Колганов.
«Железный интернет-занавес» и «новый фронт холодной кибервойны» — так в некоторых СМИ называли нашумевший документ. Другие издания говорили о нем сдержаннее — закон об «устойчивом» или «независимом» интернете. Чем же грозит он рядовым россиянам? Если совсем просто, Роскомнадзор станет системным администратором в масштабах страны и сможет, например, без промедления блокировать сайты, фильтровать трафик и вообще следить за поведением пользователя в Сети.
Но если гражданин законопослушен, то ему и бояться нечего? Увы, для него, как минимум, настанет эпоха замедленного соединения, уверен интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев: «Речь идет о задержках в миллисекунды, но в современном мире они воспринимаются смартфоном или вашим iPad как разрыв соединения.
Вы можете иметь проблемы с удаленной работой с клиентами, доступом к каким-то сервисам, даже таким привычным, как поисковики, онлайн-банкинг, цифровое телевидение.
Ваш телевизор перестанет понимать, есть сигнал у него или нет, и в какой-то момент изображение у вас будет останавливаться».
Вообще, несмотря на то, что закон уже принят, подробностей того, как его исполнять, мало. До сих пор не ясно, например, в каких случаях Роскомнадзор активирует режим изоляции рунета и какое оборудование обязаны будут установить провайдеры. Зато известно, что основные траты государство возьмет на себя. Правда, сумма расходов пока не представлена, но в бюджет уже заложено 30 млрд руб. Однако это не спасет операторов связи от дополнительных издержек, которые в итоге отразятся на кармане потребителя, предупреждает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян: «Несмотря на то, что государство будет нести основную массу расходов, какую-то их часть возьмут на себя операторы связи. Государство закладывает деньги на покупку этого оборудования, но не на его установку, обслуживание и модернизацию. Между тем, это все стоит денег».
А что же с блокировками? Целый год Роскомнадзор борется с мессенджером Telegram, но чаще достается стороннему бизнесу. Возможно, с появлением закона на этом фронте ситуация изменится? И нужно ли беспокоиться за судьбу Google и Facebook в России, к которым у властей тоже были претензии? Или пользователей снова спасут VPN-сервисы? Тут все будет зависеть, скорее, от желания самих иностранцев остаться на рынке, полагает руководитель общественной организации «РосКомСвобода» Артем Козлюк.
Получается, закон «о суверенном рунете» может лишить россиян привычных сервисов, вызвать сбои в работе любимых приложений или, например, интернета вещей, включая «умные» автомобили, а еще заставить раскошелиться. Впрочем, игроки рынка намекают, что система рискует не заработать вовсе из-за слишком сложной и дорогой технологии. В любом случае, российскому налогоплательщику выставят счет либо за мертворожденный закон, либо за собственный сетевой дискомфорт.
Соавтор законопроекта — сенатор Андрей Клишас — ранее заявлял, что в регионах прошло некое тестирование схемы изоляции рунета, и у пользователей никаких проблем не возникло. Однако в компании «Яндекс» рассказали, что в марте невольно поучаствовали в таких «учениях», и это привело к сбоям в работе сервисов компании. Правда, позднее пресс-служба «Яндекса» опровергла связь между этими двумя событиями.