2021 год худшим для театралов
Ушедший год без лишнего преувеличения можно назвать годом цензуры в театре. Российские чиновники снимают с репертуаров даже произведения классиков. Цензоры переплюнули советских предшественников и запрещали ставить даже Василия Шукшина. Давление на театралов со стороны государства и силовиков было всегда. Но до последнего времени сцена оставалась пространством свободным. Сегодня это уже не так.
Примеров просто неимоверно много. Вспомнить тот же показ спектакля «Первый хлеб» Московского театра «Современник» по одноименной пьесе драматурга Рината Ташимова. Премьера состоялась 19 июля, а уже 21 «Офицеры России» (общественники-силовики, вечно на всё жалуются) потребовали от Генпрокуратуры и мэрии Москвы приостановить показ. Старики усмотрели «чрезмерно много ненормативной лексики, «неприкрытую пропаганду однополой любви» и даже оскорбления в свой адрес. На второй показ 23 июля прибыли SERBовцы с погребальными венками. «Ветераны России» потребовали публичных извинений от худрука и режиссера театра.
Театр пошел на компромисс и переписал монолог актрисы Лии Ахеджаковой. Но этого провластным любителям доносов и унижений было мало. К концу месяца подкинулся вечно суетящийся глава СК Бастрыкин, поручивший проверить спектакль на оскорбление ветеранов. Недовольство с какого-то перепугу выразил и муфтий Москвы Альбир Крганов, которому не понравился образ мусульманки-алкоголички. В итоге ничего серьезного никто найти в пьесе не смог. Но показы срывались, а на актеров и работников театра давили со всех государственных фронтов. На вручении премии «Звезда Театрала» Лия Ахеджакова напомнила перегибающим палку чиновникам, силовикам и типа-общественникам, что они забываются и занимаются не тем, чем должны.
— Какая-то невероятная цензура! Я не могу себе представить, чтобы ветераны бегали по театрам и занимались цензурой, выводили театр на чистую воду. Но действительно «ветераны» пишут доносы на спектакли, которые не видели. И приходит следователь в театр, и меня допрашивают, — заявила Ахеджакова публике.
Как вы считаете, театр должен быть свободным от политики, скреп и псевдо-общественного мнения?