Как государство защищает силовиков и не защищает обычных граждан
Тверской суд Москвы назначил четыре года условно 18-летнему Максиму Леликову за то, что он «ударил полицейского в область ноги» на январском митинге. Издание SOTA заглянуло в уголовный кодекс и выяснило, что москвича осудили бы даже за замах в сторону силовика. Если бы на месте полицейского была, к примеру, беременная женщина, то уголовки бы не было.
Часть первая статьи 318, которая определяет ответственность за действия в отношении правоохранителей, вообще не дифференцирует способы воздействия. Угроза, пинок, толчок и удар (неопасный для жизни) оцениваются одинаково строго и наказываются вплоть до 5 лет лишения свободы, на усмотрение судьи. Под угрозу вообще подпадают любые воздействия на людей в форме (привет пластиковому стаканчику).
В то же время статья 119 уголовного кодекса четко определяет формы угроз в отношении обычных граждан. Ответственность наступает лишь при озвученных угрозах убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. При физическом воздействии на простого человека (неопасного для жизни) уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если имели место «хулиганское побуждение, политический, идеологический, расовый, национальный или религиозный мотив». В иных случаях максимум административка.
К сухой статистике: за 2020 год в России за действия в отношении силовиков были осуждены 5 687 человек. Реальные сроки получили 1143 человека, условные – 2495. Среди них бросившие пластиковый стаканчик, пнувшие и случайно толкнувшие.
Нужно ли так защищать силовиков от граждан?