«Но у меня же не этот вирус»: как больные осознанно заражают врачей
Халатное отношение россиян к своему здоровью и недоверие к отечественной медицине серьезно угрожают тем, кто находится на передовой борьбы с эпидемией. Эта история врача московской скорой помощи о том, как неблагодарные пациенты вредят тем, кто пытается им помочь, и вообще всем окружающим:
«Вчера была тяжелая смена, впрочем как и все в течение этих двух месяцев, в период пандемии. На скорой помощи стали выдавать одноразовые/многоразовые защитные костюмы, которые надо надевать, когда идешь к больному с поводами: температура, задыхается и прочими вызовами, на которых может быть новый вирус. Эти костюмы есть у каждой бригады (наконец-то достучались!).
Дают вчера вызов: «Боль в груди, женщина, 69 лет». Приезжаем, берем кардиограф, чемодан, планшет, папку, звоним в домофон, поднимаемся в квартиру. Дверь открывает сын лет сорока. Заходим, ставим чемоданы, берем документы, спрашиваем жалобы.
— Что беспокоит?
— Вот здесь болит — женщина показывает на область грудной клетки.
— Как болит? Колит, давит, жжет? Когда заболело?
Накладываю электроды чтобы снять ЭКГ.
— Давно болит. У меня такое бывает.
ЭКГ чистая. При пальпации остеохондроз.
— Температурили в последние дни? С инфекционными больными общались, в частности, с коронавирусными?
— Нет, не общалась. Температура есть, у меня пневмония. Вот участковый назначил лечение, а мне не лучше, слабость жуткая.
В воздухе повисла пауза.
— Когда температура поднялась?
— Два дня назад. Вчера сделала рентген — пневмония.
Тут у нас с фельдшером округляются глаза и я не выдерживаю.
— Вы когда скорую вызывали, говорили, что у вас температура?
— Нет. Зачем? У меня же грудь болит.
В голове неприличные слова и мысли, которые нельзя сказать пациенту в той форме, в которой они всплыли. Понимаю, что из защиты только тонкая маска и перчатки. Сквозь зубы произношу:
— Вы понимаете, что в связи с обстановкой в стране, в частности, в Москве и области, каждая температура может обернуться новым вирусом! Когда вызываете скорую, вы должны сказать, что у вас есть температура, и тем более, что лечите пневмонию! Вы понимаете, что подвергаете риску заражения не только нас, но и людей, к которым мы поедем после вас. Это могут быть дети, беременные женщины, пожилые люди и инвалиды. У нас есть специальные костюмы, которые мы надеваем на все температуры и тем более пневмонии.
— Но у меня же не этот вирус! — возражает пациентка, — Я никуда не хожу!
— В магазин ходите за продуктами?
— Только в магазин в соседнем доме!
В разговор включается сын пациентки, который вместо извинений начинает с нами спорить.
— А вы понимаете, что у нее не этот вирус. Я вообще в него не верю! Это ваше дело, куда вы поедете! Оказывайте помощь!
— Температура два дня. На второй день по рентгену пневмония. Вы с такой уверенностью говорите, что это не вирус? Вы что врач? Сами-то головой подумайте!
В итоге в больницу с пневмонией ехать отказались, ибо тут нет ничего страшного. Извинений мало того не принесли, еще и не осознали, в чем были неправы. Диагноз: пневмония справа. Лечение у участкового врача. Зачем вызвали скорую? Вопрос.
Удивляюсь халатности и наглости людей в сложившейся ситуации. Я сдавала тест на антитела, их нет. Я сдавала тест на вирус, его у меня нет. Приехала к людям совершенно здоровая, а вот уехала — большой вопрос. Я считаю, что с таких людей надо брать штраф за то, что подвергают риску инфицирования медработников и людей, к которым мы поехали дальше. Если ты не веришь, это не значит, что его нет. Я видела, я знаю!»